МБОУ «Школа № 51 «Центр образования» г. Рязани
 
 

Киберсоциализация и её риски

Понятие «социализация» включает в себя процессы усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, в течение которой человек осваивает множество социальных ролей.

Одним из самых значимых факторов развития характера ребёнка при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых пре- имущественно через отношения с близ- кими взрослыми, является его семья. По мере роста ребёнка в действие вступает множество других агентов социализации. В течение последних десятилетий наблю- дается интенсивное развитие информаци- онных технологий, а также увеличение чис- ла пользователей Интернета среди детей дошкольного и школьного возраста. Многие дети ещё в дошкольном возрасте становят- ся активными пользователями Интернета. Кому-то предоставляется полная свобода, когда родители не ограничивают своего ре- бёнка в часах, проводимых за компьютером и в Интернете. Кто-то сам предоставляет себе эту свободу, в то время как родителям просто не удаётся уследить за своим чадом. Тем не менее, в таких ситуациях ближайшее окружение в лице родителей в полной мере ответственны за те последствия, положительные или отрицательные, которые повлечёт за собой активное приобщение к Интернету детей и подростков. Как только ребёнок начинает ходить в школу, на его становление и социализацию помимо семьи начинает влиять весь институт образования. Масштабы компьютеризации и интернетизации общества настолько велики, что они не обходят сто- роной современное образование. Если ребёнок в ранннем детстве был изолирован от компьютера и Интернета, то обучение в школе восполняет эти пробелы. Обучение в компьютеризированных классах, творческие задания, требующие от ученика навыков работы на компьютере и в Интернете, являются объективными факторами освоения подростком цифрового пространства, в котором будет происходить его «киберсоциализация».

Поэтому очень важно обучать школьников конструктивному использованию воз- можностей и ресурсов Интернета как социокультурного феномена и современного социального института, учитывать мощный социализирующий и воспитательный потенциал Интернет-среды. В противном случае школьники могут испытывать на себе негативные последствия киберсоциализации. Например, воспринимать виртуальное пространство как реальный мир, как способ уйти от действительности или, наоборот, испытывать неоправданный страх – вплоть до технофобии – перед любыми новыми, передовыми технологиями. Сегодня и пространство Интернет ста- новится полем сражения за общечело- веческие нормы морали, этические и эстетические идеалы. Как результат, вир- туальное пространство и доступность ин- формации становится для школьника и прекрасной возможностью и неотступной угрозой. Поэтому актуальным является вопрос о том, как обезопасить подростка в процессе его социализации от негативно- го влияния Интернет-среды. Этого можно достичь, знакомя детей с возможностями Интернет-пространства, а также его потенциальными опасностями, что позволит детям корректировать свой опыт киберсоциализации. Без специальных тренингов для детей и родителей, без повышения квалификации учителей по проблемам киберсоциализации школьников не обойтись. По мере взросления Интернет стано- вится для подростков ведущим среди прочих агентов социализации. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием групп сверстников и социальных сетей, становящихся источником норм и моделей поведения. Подростковому возрасту присущ определённый набор потребностей, наиболее важными из которых являются потребности в самопознании, в общении со сверстниками, в самостоятельности и независимости от взрослых. Не находя удовлетворения этих потребностей в семье или в школе, они ищут и часто находят их с помощью Интернета.

Всемирная глобальная сеть может быть и благом, и большой опасностью, оказывая растущее влияние на процесс социализации детей. Спектр рисков киберсоциализации довольно широк:

  • психоэмоциональное напряжение и перегрузки, связанные с избыточным объёмом потребляемой информации и необходимостью её фильтровать;
  • гроза манипулятивного воздействия, чему способствует склонность подростков воспринимать Интернет-информацию без её критического осмысления;
  • усугубление одиночества – вплоть до социального аутизма – на фоне повышенной виртуальной активности;
  • нарушение основных функций социализации, опирающихся на общепринятые по- нятия о добре и зле, нравственности, долге и совести, что является следствием переноса в реальную жизнь моделей виртуального мира с его создаваемыми здесь и сейчас нормами и правилами самовыражения и коммуникации;
  • вовлечение в виртуальные и реальные антисоциальные группы, несущие угрозы как социальным институтам, так и своим членам. Чтобы максимизировать эффект социализации подростков посредством Интернета, необходимо путём интеграции усилий семьи и среднего образования создавать семейную Интернет-среду, тематические школьные Интернет-ресурсы и группы в социальных сетях, проводить семинары и тренинги, факультативы и конференции, конкурсы и мониторинги.

Семья и школа более десяти лет назад получили мощный ресурс – Интернет, активное и грамотное использование которого в воспитательно- образовательных целях, для киберсоциализации детей и подростков уже приносит свои плоды там, где их возделывают с любовью и без страха.

Киберсоциализация и её риски (посмотреть PDF, 670 Кб)

18.10.2017

Версия сайта для слабовидящихВерсия сайта для слабовидящих
Электронные дневникиЭлектронные дневники
Новый сайт школыНовый сайт школы
Информируем Вас, что официальный сайт школы находится по новому адресу
Арина Богородская «Две недели!»
Все видеоВсе видео

Контактная информация
© 2010–2027, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №51 «Центр образования» г. Рязани

В случае, если Вам нежелательно размещение на сайте "изображения гражданина (ребенка) полученного при съемке, которая проводилась в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях" убедительная просьба прислать ссылку на изображение администратору сайта по адресу sh51.ryazan@ryazangov.ru и изображение будет удалено.